(044) 223-16-74

 

Заказ звонка

Новости

Новые инициативы НБУ по «развитию» фондового рынка

На сей раз со стороны НБУ последовал шаг, который сократит количество инструментов рынка акций

Национальный банк Украины инициирует предоставление банкам права трансформироваться в частные акционерные общества, тогда как в настоящее время банки могут существовать только в форме публичного акционерного общества или кооперативного банка. Соответствующая концепция изменений в законодательство утверждена на заседании правления НБУ 21 апреля.

Своим видением того, как повлияет данное решение на и без того осложненную работу отечественного фондового рынка, делится управляющий активами КУА «АРТ Капитал Менеджмент» Вячеслав Король – в продолжение темы, поднятой в предыдущей статье.
Могильщики фондового рынка

Несомненно, ключевым подрывом для отечественного рынка акций стало сочетание двух принятых норм:

    требование для ПАО иметь первый или второй уровень листинга своих акций на фондовой бирже;
    требование иметь в свободном обращении 10% акций для 2-го уровня листинга, и 25% – для 1-го.

При этом следует учитывать особенности отечественной приватизации крупных заводов, в процессе которой в собственность одного акционера попадало почти 100% корпоративных прав (меткомбинаты, ГОКи, коксохимы, бóльшая часть машиностроения, химкомбинаты). Ментальные наследники «советского строя» были готовы воспринять только идею монополии в бизнесе, ибо эта модель лежит на поверхности.

Крупному бизнесу неведома страховка диверсификацией капиталов, поскольку они работают непрозрачно. Контролируя предприятие почти на 100%, они могут постоянно – через определенные схемы – выводить всю прибыль компаний, вынуждая их работать в убыток или за микроскопическую прибыль. При высокой размытости капиталов возможности получения выгод только одним акционером за счет «схем» стремятся к нулю. А отечественный бизнес к этому не привык.

Идея вышеприведенных двух норм увеличить количество акций на рынке могла бы сработать, если бы Украина была хотя бы Аргентиной. Но в наших условиях это приведет к перерегистрации в ЧАО, чтобы не допустить слома схем, удобных для воровства и налоговых оптимизаций.

В условиях развитого корпоративного законодательства и прозрачности формирования прибыли на капитал 10% и 25% фрифлоута – это нормальные уровни. Но в Украине это очень много. Прежде чем утверждать такие уровни фрифлоута по уровням листинга, нужно было провести оценку последствий. Особенно на предприятиях, где остались госдоли блокирующих пакетов, типа «Днепрэнерго» или «Западэнерго».

 А до принятия указанных норм следовало бы подумать о том, что такие требования приведут к делистингу эмитентов, акции которых, даже при малом фрифлоуте 2-3%, позволяют считать индексы рынка акций. Эти акции дают рынку называться рынком, хотя и быть при этом очень узким. Но с учетом количества денег на рынке акций его узость весьма относительна.

Вестернизация культуры ведения бизнеса, вхождение в Европу, гармонизация законодательства с европейскими нормами постепенно привели бы к блокированию «схемного» вымывания прибыли и увеличению привлекательности диверсификации несистематических рисков собственников. Это, в свою очередь, повлекло бы за собой увеличение фрифлоутов естественным путем, без нормативного давления. На это ушли бы десятилетия. Но несвоевременные, непродуманные и очень жесткие решения, принятые «под копирку» с законодательств стран, имеющих более чем 200-летнюю историю развития фондового рынка и акционерных обществ, приведут к тому, что большинство ПАО станут ЧАО. И вероятность их обратной перерегистрации стремится к нулю.

НБУ тоже постарался

Идея «модной» инициативы НБУ, в тренде Рады и Комиссии, была озвучена выше. Сейчас предлагаем остановиться на отдельных тезисах новости с официального сайта Нацбанка.

Прежде всего, сомнительным аргументом является идея, что «нецелесообразно требовать сохранения типа публичного акционерного общества от банков, которые не имеют намерения постоянно привлекать капитал на фондовой бирже». Однако кто может поручиться за то, что если сегодня какие-то из банков и не планируют таких привлечений капитала, то эта ситуация сохранится и в дальнейшем?

Понятно, что даже хороший фрифлоут по банкам из 4-й группы не приведет к ликвидности их акций на рынке. Но некоторые успешные банки из 3-й группы по классификации НБУ, не говорим уж о 2-й и 1-й, могут представлять интерес. Особенно если будут приложены достаточные усилия маркетмейкера по секьюритизации пакета в свободном обращении, и проведена успешная работа самим банком.

 В памяти банковского рынка еще сохранились периоды вполне приличной ликвидности Укргазбанка, Мегабанка, Укрсоцбанка, Райффайзен Банка Аваль (сохраняется и сейчас), как и рухнувших «Форума», «Родовида», «Надра», Укринбанка.

Для большинства мелких, карманных, «схемных» банков бизнес-групп инициатива НБУ вполне оправдана. Но вместе с водой из миски выплескивается и ребенок. Банки, акции которых могут послужить делу развития фондового рынка, особенно те, которые уже на нем присутствовали, но оказались выброшены недальновидными требованиями по листингу, должны остаться. Проще изменить одну норму положения, чем менять несколько законов. Возможно, даже есть смысл придумать 3-й уровень листинга, а не усложнять жизнь банкам и фондовому рынку.

В инициативе НБУ есть такое видение юридического сопровождения предстоящих изменений. Концепция предусматривает внесение изменений в закон «О банках и банковской деятельности» и Хозяйственный кодекс, а также согласование некоторых норм законов «Об акционерных обществах» и «О ценных бумагах и фондовом рынке» с банковским законодательством. Кроме того, НБУ инициировал рассмотрение вопроса о применении максимально упрощенных регистрационных процедур к банкам, которые примут решение изменить тип акционерного общества с публичного на частный.

Однако даже если условия и упростятся, плату за перерегистрацию никто упразднять не станет. Но всех этих сложностей в значительной степени можно избежать, изменив требования листинга. В крайнем случае, разрешить перерегистрацию в ЧАО банкам с собственным капиталом, например, меньше $20 млн или с активами меньше $200 млн. Если банк в форме ЧАО превысит эту отметку, он должен стать ПАО.

И тогда будут заметны те, кто стремится развивать свой банковский бизнес, а не только его использовать, поскольку даже при возможности стать ЧАО они не станут перерегистрироваться. А для фондового рынка появится задел в банковском секторе, который может со временем увеличить количество инструментов на рынке акций.

Театр абсурда

Ну и, напоследок, вызывает грустную улыбку такой пассаж в сообщении Нацбанка: «Инициатива регулятора согласовывается с последними изменениями к закону «Об акционерных обществах», обновленными требованиями к функционированию фондовых бирж и законодательными инициативами по развитию фондового рынка». Сложно себе представить, что создавать условия для схлопывания – это называется «развивать». Стремление к развитию должно учитывать реалии, а не попытку вставить наших собственников с полным контролем в прокрустово ложе стандартов зрелых фондовых рынков.

 Поэтому следующая фраза, в контексте сказанного выше, звучит как издевательство над операторами и инвесторами фондового рынка: «Национальный банк поддерживает политику НКЦБФР, направленную на обеспечение развития фондового рынка Украины с целью обращения на нем ценных бумаг тех эмитентов, которые действительно привлекают капитал на фондовых биржах и соблюдают требования новых стандартов в отношении показателей деятельности таких эмитентов».

Этот месседж вызывает как минимум несколько острых вопросов.

    А если не в отношении показателей деятельности, а в отношении распределения собственности? А с деятельностью все в порядке – можно нарушать требования регулятора?
    А если ни один эмитент не будет пока привлекать капитал на фондовом рынке? Тогда что – всех в ЧАО? Эпоха бурных допэмиссий а-ля Стахановский вагонзавод давно закончилась. Да и то, что привлекалось через рынок, было крохами. Остальное вливали в капитал «контрольщики».
    А если «новые стандарты» навязаны неготовому к ним рынку и собственникам? Возможно, стоит пересмотреть «новизну» этих стандартов, а не «развивать» до нуля рынок акций страны?

Еще несколько подобных «инициатив» по «развитию» фондового рынка – и о рынке акций можно будет забыть. Например, можно придумать такую норму, чтобы вынудить превратиться в ЧАО даже «Мотор Сич». Туда же переместить «Укрнафту» и под шумок – Райффайзен Банк Аваль. Параллельно нужно возмутиться всякими двойными листингами, типа «МХП». В результате, в индексе не будет никакого смысла, во фьючерсе на индекс – тоже. И, в общем, целый сегмент нужно будет просто закрыть. А УБ с «Перспективой» будут торговать ОВГЗ, депозитными сертификатами, редким «корпоративом» и форвардными контрактами по продаже квартир. Таким вот будет бесславный конец рекордсмена 2007 года.

1 квартал "Укртелеком" закончил с прибылью 100 млн гривен

Январь-март телекоммуникационная компания "Укртелеком" закончила с чистой прибылью 100 млн гривен.

Об этом на пресс-конференции сообщил директор "Укртелекома" Юрий Курмаз, передают Українські Новини.

Показатель EBITDA в 1 квартале (прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации) увеличился по сравнению с 1 кварталом 2015 года на 12,1% и составил 500 млн гривен.

В 1 квартале компания увеличила чистый доход на 2,7%, или на 45 млн гривен до 1,712 млрд гривен по сравнению с 1 кварталом 2015 года.

В 1 квартале доход от телекоммуникационных услуг сократился на 1,4%, или на 22 млн гривен до 1 565 млн гривен по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

В 1 квартале 2015 года объем капитальных инвестиций "Укртелекома" увеличился на 64,7%, или на 22 млн гривен до 56 млн гривен.

Как сообщали Українські Новини, 2015 год "Укртелеком", согласно неаудированным данным, закончил с чистой прибылью 444,7 млн гривен, увеличив чистый доход на 9,4%, или на 583 млн гривен до 6,773 млрд гривен по сравнению с 2014 годом.

Показатель EBITDA за 2015 год (прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации) увеличился по сравнению с 2014 годом на 55,3% и составил 1 864 млн гривен.

В октябре 2013 года компания System Capital Management (Донецк) завершила сделку по приобретению у компании EPIC (Австрия) 92,79% акций "Укртелекома".

Инвесторов допустят к валюте

КНацбанк обещает разрешить иностранным акционерам украинского бизнеса купить валюту на выплаченные им дивиденды. Подстраховаться от возможного оттока капитала регулятор планирует будущим траншем от МВФ и разработкой графика покупки инвесторами валюты на межбанке. Такое решение позволит улучшить инвестиционный климат страны, поскольку запрет на репатриацию дивидендов является для инвесторов чуть ли не ключевым валютным ограничением.

Нерезиденты выведут прибыль

Иностранные инвесторы теперь сильнее обычного ждут возобновления выполнения Украиной договоренностей с Международным валютным фондом и получения очередного транша кредита. От этого зависит, смогут ли они конвертировать в валюту полученную прибыль. «Нацбанк планирует отменить запрет на репатриацию дивидендов», – пообещала глава НБУ Валерия Гонтарева.

Запрет на выплату инвесторам дивидендов в иностранной валюте был введен 23 сентября 2014 года (постановление № 591) как временная мера на фоне «панических настроений». «НБУ временно запретил, на время военных действий в стране, краткосрочно, выплату дивидендов. Выплата дивидендов – это абсолютно легальная трансакция, но если раньше дивиденды инвестировались в бизнес, то на сегодняшний день бизнес хочет вывести дивиденды», – говорила Валерия Гонтарева.

Однако временная мера затянулась – НБУ постоянно переносил сроки либерализации валютных ограничений. В начале апреля 2016-го валютный рынок стабилизировался, гривна начала укрепляться, поэтому НБУ впервые смог пообещать нерезидентам отмену «валютного занавеса». Но действующее почти два года ограничение снимут лишь после того, как будут достигнуты новые договоренности с МВФ. До этого момента НБУ планирует через банки собрать заявки от нерезидентов на покупку валюты для вывода дивидендов из страны. «После получения информации о запланированных объемах выплат дивидендов НБУ определит график их осуществления. Воспользоваться этой возможностью компании-клиенты смогут после завершения второго пересмотра программы расширенного финансирования с МВФ», – заявила глава регулятора.

Нерезиденты должны подать заявку в один банк. «Логично, что в первую очередь необходимо собрать всю информацию и точно понять потенциальные объемы вывода дивидендов, а уж потом разработать привычные для всего банковского сообщества графики и дать “зеленый свет”», – говорит директор департамента операций на финансовых рынках Укрсоцбанка Екатерина Володина.

В 2014-2015 годах прибыль в размере от 500 млн грн чаще всего получали телекоммуникационные компании, ГОКи, табачные компании, компании сферы FMCG, аграрные компании и производители продуктов питания. Многие из них либо являются «дочками» международных компаний, либо принадлежат украинским бенефициарам, но их прямые акционеры зарегистрированы за рубежом.

Риски выведения

В докризисный период отток валюты по статье «дивиденды» достигал почти $4 млрд в год. Пока неизвестно, какой объем валюты будет выведен из страны в 2016 году по итогам выплаты дивидендов за 2013-2015 годы. Но курсовой фактор уменьшит их объем в разы: если на момент введения ограничений доллар можно было купить за 13,53 грн, то сейчас почти вдвое дороже – за 25,34 грн. К тому же нерезиденты в условиях действия запрета могли реинвестировать прибыль в украинские активы, а значит, выводить им пока будет нечего. «Если политика компании предусматривает выплату всех дивидендов акционерам-нерезидентам, то будет задействован механизм репатриации. Если же дивиденды направляются в бизнес, механизм репатриации не включается», – говорит первый зампред правления банка «Михайловский» Виталий Шастун.

Массовая выплата доходов может оказать ощутимое давление на валютный курс. «Отложенный спрос на репатриацию накопился громадный, поскольку запрет на выплату дивидендов был введен еще в 2014-м. И успешные иностранные компании в Украине есть, даже несмотря на реалии нашей экономики. Но возможность покупки для них будет растянута во времени по определенному НБУ графику, чтобы смягчить влияние на курс национальной валюты», – говорит Екатерина Володина.

Маловероятно, что НБУ сделал такое заявление, не просчитав всех рисков для курса. «Учитывая достаточно непростой платежный баланс Украины, мы ожидаем, что НБУ будет следить за ситуацией и не допустит значительного оттока капитала с помощью этого инструмента», – отмечает директор по экономическому анализу и стратегическому планированию ВТБ Банка Михаил Папанов.

Инвестиционные перспективы

Отмена этого запрета должна успокоить иностранных инвесторов и вернуть их интерес к вложению средств в Украину. «Для любого иностранного акционера важно получать доход. И если этот доход получен, то это самый лучший сигнал того, чтобы новые инвестиции снова заводились в страну. Здесь важно так построить работу, чтобы мы могли воспользоваться плодами инвестиций. Разумеется, любое снятие любого административного ограничения идет на пользу бизнес-климату в стране», – говорит председатель правления Коммерческого индустриального банка Вадим Березовик.

Поэтому банкиры считают, что выплата иностранных дивидендов выгодна Украине. «Дивиденды – это распределение прибыли, с которой Украина получила налоги. С этой точки зрения страна даже заинтересована, чтобы сумма выплачиваемых инвесторам дивидендов росла, так как их величина является производной от прибыли украинского бизнеса. Кроме того, мировой опыт показывает, что в случае долгосрочных промышленных инвестиций значительная часть получаемой инвестором прибыли реинвестируется. Только надо предоставить инвестору возможность самостоятельно определять, как и в каком объеме выводить прибыль и вносить новые инвестиции, а не директивно запрещать ему распоряжаться дивидендами от предыдущих инвестиций», – отмечает директор департамента организации, стратегии и корпоративного управления Кредобанка Роман Лепак.